НОУ «Православная СОШ имени святителя Арсения Элассонского»
г. Суздаль Владимирской области, улица Михайловская, д. 58 Б
Учитель: Рагозина Ольга Аркадьевна
Стаж работы: 33 года.
Первая квалификационная категория.
УМК «Школа России»
Урок- монопроект по литературному чтению во 2 классе
Конспект урока.
Тема: Внеклассное чтение.
«Устное народное творчество . Украинская народная сказка «Колосок».
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного творчества - украинской
сказкой «Колосок», отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения, умения
делить текст на части и инсценировать его, прививать интерес к чтению через проектную
деятельность, расширять кругозор, пробуждать уважение к культуре и творчеству
близкого нам народа, способствовать воспитанию усердия и трудолюбия.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-ориентировать на приобретение таких качеств, как доброе отношение к трудолюбивым
героям и неприятие развязности и лености, уважение к творчеству других народов,
-обучать умению работы в коллективе, группе.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять
самоконтроль.
-учить сравнивать произведения устного народного творчества разных народов.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-формировать навыки выразительного чтения,
-совершенствовать умение делить текст на части,
-учить работать над проектом.
Подготовительная работа.
-рисунки героев сказки (Петушка и мышат) на уроках ИЗО, изготовление масок для .
выступления.
-изготовление колоска из бумаги на уроках технологии,
-подбор пословиц о труде на уроках литературного чтения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Настроить учащихся на позитивный и рабочий лад, проверить готовность к уроку.
2. Актуализация необходимых знаний.
Учитель предлагает вспомнить, как называется праздничная неделя перед Великим
Постом, показывает на фотозаписи праздничные гуляния во время Масленицы,
способствует созданию проблемной ситуации.
Вступительное слово учителя:
-На неделе праздничной Масленицы хотелось бы вам познакомиться с какой-то
необычной и поучительной сказкой?
3. Мотивация познавательной деятельности.
Мы познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок» и постараемся ответить,
чему она нас учит. Учитель показывает фотокартинки колосящейся пшеницы, предлагает
сравнить их с колосками, сделанными из бумаги, и с настоящими колосьями.
Знакомство с новой информацией:
-Эта сказка сочинена на Украине, стране, близкой нам по духу, обычаям, традициям,
православной вере. ( Для того, чтобы создать позитивный и радостный настрой,
включить для прослушивания напевные музыкальные отрывки украинских
мелодий.)
4.Организация познавательной деятельности.
-1) Чтение сказки вслух учителем. Понравилась вам сказка?
-2) Словарная работа:
-объяснить смысл слов: «колосок» (показать настоящие колосья и зёрна),
«обмолотить», «намолоть муки», «замесить тесто», «лапта, чехарда» ( народные
игры)
-3)Чтение сказки учащимися про себя, подумать, на сколько частей разделят.
-4)Работа в группах.
-разделиться на две группы, совместно в группах решить, где заканчивается
каждая часть, выделить слова, показывающие действия героев в конце каждой
части, сравнить их.
-5) «Физминутка»
-6) Выразительное чтение сказки по ролям (по группам), выделять голосом
нужные слова, делая паузы, соблюдая логические ударения.
-7) Подобрать необходимые предметы для инсценирования (колосок, маски)
-8) Поочерёдное выступление (по группам) с инсценированным чтением сказки.
5.Рефлексия.
Оценивание выступлений своих одноклассников. (Если понравилось- похлопать в
ладоши, если нет - поднять руку и тихонечко потопать ножками. Стараться никого
не обидеть, действовать по пословице: «Не делай другому того, чего не хочешь
получить сам».
6. Подведение итогов урока.
Чему нас учит эта сказка?
-Распределите правильно слова в пословице:
Труд портит
Лень кормит
(« Труд кормит, а лень портит»)
-Чтение самостоятельно подобранных пословиц о труде.
7.Просмотр мультфильма «Колосок»
-Внимательно посмотрите и подумайте, как нужно изобразить героев сказки, чтобы
получилось хорошее выступление на празднике.
8. Выступление на школьном празднике Масленицы с презентацией проекта.
Прогнозируемые результаты
личностные
- формировать собственные нравственные ценности;
- уметь распределять предлагаемый текст для чтения по ролям среди участников группы;
- уметь работать в группе.
метапредметные
- определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
- сравнивать произведения русского и украинского народа, находить их общие особенности;
- работать над проектами.
предметные
- читать текст, делить его на части;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
- подготовить презентацию проекта для выступления на школьном празднике масленицы.
Приложения
1)Текст украинской народной сказки « Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть да Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
-Круть, Верть,- позвал петушок,- глядите, что я нашел!
Прибежали мышата и говорят:
-Нужно его обмолотить.
-А кто будет молотить?- спросил петушок.
-Только не я!- закричал один.
-Только не я!- закричал другой. –
Ладно,- сказал петушок,- я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
-Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил.
Прибежали мышата и запищали в один голос:
-Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.
А кто понесет?- спросил петушок.
-Только не я! - закричал Круть.
-Только не я! - закричал Верть.
.-Ладно,- сказал петушок,- я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают ,веселятся
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
-Сюда, Круть, сюда, Верть! Муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
-Ай да петушок! Ай да молодец!
Теперь нужно замесить да пироги печь.
-Кто будет месить?- спросил Петушок.
-Только не я!- запищал Круть.
-Только не я!- запищал Верть!
Подумал-подумал петушок и говорит:
-Видно мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, положил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
-Ох и проголодался я!- пищит Круть.
-Ох и есть мне хочется!- пищит Верть.
Скорее сели за стол. А петушок им и говорит:
-Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите: кто нашёл колосок?
-Ты нашёл!- громко закричали мышата.
-А кто колосок обмолотил?- снова спросил петушок.
-Ты обмолотил,- потише сказали оба.
-А кто зерно на мельницу носил?
-Тоже ты,- совсем тихо ответили Круть и Верть.
-А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
-Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
-А вы что делали?
Что сказать в ответ! И сказать нечего. Стали Круть да Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!